Поссум или опоссум?
Начнем с главного: поссум — это не опоссум.
Путаница в названиях «поссум/опоссум» возникла еще со времён экспедиции Джеймса Кука, биолог которой описал увиденного австралийского зверька как животное из племени опоссумов. Сохраняется она и по сей день: английские слова possum и opossum с одинаковым успехом применяются как к американским, так и к австралийским млекопитающим.
На самом же деле поссум и опоссум — это совершенно разные животные, они даже живут в разных местах: поссум — австралиец, опоссум — американец. Кстати, вы помните мультфильм «Ледниковый период»? Там были два забавных персонажа с длинными голыми хвостами. Так вот, очевидно, что эти опоссумы — американцы и к нашему герою не имеют никакого отношения.
Наш поссум — это небольшой сумчатый зверек, способный жить только на деревьях. У него пушистый длинный и цепкий хвост, на лапах кривые длинные когти для лазанья по деревьям. По деревьям он лазит не хуже обезьяны. Днем спит, ночью выходит на кормежку. Как у всех сумчатых животных, у самки на животе глубокая сумка, в которой детеныш живет несколько месяцев. Когда он подрастает, перебирается на спину матери. Поссум обитает в густых лесах Новой Зеландии и Австралии. Аборигены именуют его Кузу (Лисий кузу) или Белкой-летягой. Это безобидное существо, которое питается зеленью, фруктами и ягодами.
Очаровательный вредитель
Изначально поссум жил в Австралии и только во второй половине XIII века первые переселенцы в Новую Зеландию взяли его с собой для развития пушного промысла. Взяли, как говорится, «на свою голову».
Новая Зеландия оказалась для поссумов настоящим раем. К 1924 году популяция поссумов возросла настолько, что они стали проблемой (здесь сразу вспоминается «Горшочек, не вари!») — выяснилось, что поссум наносит колоссальный невосполнимый ущерб местной флоре. Отсутствие хищников, пищевых конкурентов и даже паразитов привело к их бесконтрольному размножению, и, как следствие, катастрофическому исчезновению лесов.
В 1980-х гг в Новой Зеландии насчитывалось примерно 70 млн поссумов — вдвое больше поголовья овец и в 14 раз (!) больше численности населения. Так или иначе, но только «благодаря усиленным мерам контроля» со стороны правительства страны к 2009 году популяцию поссумов удалось снизить до 30 млн особей.
Поссума называют «Новозеландским соболем», а его мех — «эко-мехом», так как отлов помогает восстановлению экосистемы Новой Зеландии. Те, кто переживает за судьбу этих милых пушистых вредителей, могут не беспокоиться: в Красной книге поссум значится с пометкой «вызывающий наименьшие опасения», что объясняется широким распространением вида, огромной численностью и проживанием в охраняемых районах.
Чья шерсть теплее?
Мех поссума высоко ценится и является визитной карточкой Новой Зеландии. Из шкурок делают дорогую и роскошную одежду, одеяла, пледы, головные уборы и даже стельки для обуви, а компания Zealana, представителем которой мы являемся в России с 2015 года, использует пух поссума для создания роскошной пряжи непревзойденного качества.
Благодаря проведенным исследованиям удалось выяснить, что у шерсти белого медведя и шерсти поссума много общего. Оказалось, что волос этих животных имеет полую структуру, благодаря которой мех поссума и белого медведя никогда не промерзает.
В Новой Зеландии даже проводились сравнения свойств шерсти мериноса, кашемира и пуха поссума. Ученые из университета Отаго (кафедра швейных и текстильных наук) в ходе проведенных экспериментов выяснили, что пух поссума на 55 % теплее 100 %-шерсти мериноса и на 35 % теплее 100 %-кашемира.
Кто вязал из пряжи с пухом поссума отмечают, что изделия из нее легкие, необычайно шелковистые, очень приятные к телу, легко носятся и совершенно не колются. Еще один плюс — отсутствие катышков на изделиях и антистатические свойства. Одежда из такой пряжи носится годами, не утрачивая внешнего вида — после нескольких лет активной носки она выглядит, как новая.
Такая пряжа подходит для всех, даже для самых маленьких — из нее получаются прекрасные носочки, шапочки и шарфики для младенцев.
История из жизни
В заключение — реальная история из жизни.
Дело было зимой. Мы связали шапку из пряжи Zealana Heron и подарили ее мальчику 4 лет, нашему родственнику. Когда дети были в детском садике и активно играли на улице, воспитательница с ужасом увидела, что от шапки мальчика поднимается пар, а сама шапка покрылась инеем. На улице было достаточно холодно, поэтому воспитательница подняла тревогу и волнуясь за вспотевшую голову мальчика, попросила ребенка срочно вернуться в помещение и переодеть шапку. Представьте себе ее удивление, когда она обнаружила, что шапка изнутри абсолютно сухая и теплая!
Так мы узнали, что шапка из пряжи с пухом поссума, помимо уже известных достоинств, обладает еще и отличными терморегулирующими свойствами. Выпуская горячий воздух от разгоряченной головы наружу, она препятствует попаданию холодного воздуха вовнутрь и совершенно не промерзает.
Надеемся, эта статья отбросит все ваши сомнения относительно пряжи из «непонятного зверя» — австралийского поссума, — забавного пушистого вредителя и в то же время обладателя такой шикарной и полезной шерсти.
В статье использованы материалы: livemaster.ru/topic/2568087-possum-novozelandskij-sobol (автор: Надя Грин-Лидски), zealana.com/about-us-and-possum/. Фотографы: Claudia Finlay, Дмитрий Тур.